логотип

Общероссийское общественное движение

РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ЗА ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

логотип
версия для печати

Доклад А.А. Коробейникова "Образование в России и национальная безопасность страны" на Всероссийском форуме "Образование и здоровое развитие учащихся" 27 декабря 2005


КОРОБЕЙНИКОВ Анатолий Антонович,
Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель Председателя Оргкомитета форума доктор философских наук, профессор

Уважаемые коллеги!

Потребность людей в здоровье и обучении — это единственное, что остается неизменным на протяжении столетий. Эти две категории не заменить ничем. Какая потребность первична? Безусловно - здоровье. Ведь оно - сокровище, незаменимое ни знанием, ни богатством, ни почестями.

К сожалению, образ поведения и отдельного человека, и целых народов, экономики большинства стран мира пока в значительной степени являются факторами нездоровой жизни основных масс людей. Веками сложившееся лечебное, а не профилактическое отношение к формированию здоровья населения оправдывается далеко в неполной мере и спасение человечества уже давно зависит не только от медицины.

Взгляды наиболее широко мыслящих деятелей во всем мире фокусируются на анализе взаимосвязи и взаимовлияния образования и здравоохранения – институтах, в воссоединенном формате которых только и может выковаться гармонично развитый человеческий потенциал. Жаль, что такой комплексный формат еще нигде не был реализован в полной мере. Происходит это потому, что образовательная и здравоохранительная системы не включены как единое целое в общую стратегию национальной безопасности государств.

Например, автономно подготовленные Миноборнауки и Минсоцздравом России национальные президентские проекты по образованию и здравоохранению не содержат, да и не могли содержать общей межведомственной задачи – улучшение здоровья учащейся молодежи. Порознь они никогда не дадут необходимого эффекта для комплексного оздоровления подрастающих поколений. Пока учитель и врач осознанно не пойдут навстречу друг другу, пока они не научатся работать в одной упряжке, толку со здоровьем детей не будет.

Укреплять же в целом здоровье нации можно только при подлинно отеческой заботе государства о рядовом гражданине. Как бы нынешние реформаторы и партия власти не аргументировали то, что в России достигнуто главное – стабильность и демократия – эти аргументы – не совсем состоятельны, т.к. физически здорового и духовно развитого гражданина в центре ими осуществляемой политики нет.

Есть обеспеченная, но тоже далеко негармоничная жизнь группы лиц, разбогатевших за счет обнищания миллионов граждан.

Фактически, мы идем к тому уровню иждивенческой нагрузки в стране, за которым число дееспособных граждан не сможет обеспечить армию и прокормить больных и немощных, а в итоге - и богатых. Это говорит лишь об одном: не только частная собственность священна, но еще более священна здоровая человеческая жизнь! Только совесть, а не пресловутый рейтинг олигархов и политиков может быть мерой их ответственности и за свою грешную судьбу, и за улучшение многострадальной жизни в России.

В концепцию развития экономики и бюджета Президент РФ настойчиво требует заложить установку на большую социальную ориентацию. Министры этой установке под разными предлогами сопротивляются, не понимая, что это вопрос не их выбора, который они могут сегодня сделать или не сделать, а жесткая необходимость для сохранения жизнеспособности России. Происходит это и потому, что в высоких эшелонах власти практически не видно людей, способных масштабно мыслить. "День до вечера" и то лишь в своем ведомстве – такой стиль руководства не для глобальной России, попавшей в историческую яму.

Масштаб мысли не глупых, но все-таки "маленьких людей" во властных структурах никогда не выходит за рамки: "посадить дерево, построить дом, воспитать ребенка". Все это верно для рядового гражданина. Но коль ты в Кремле или в Белом Доме иди в Парламенте, то обязан думать о посадке лесов, о строительстве городов и сел, о воспитании и здоровье народа.

К тому же, когда государственное мышление у министра, депутата, сенатора подменяется коммерческим, начинается разрушение образования, культуры, науки, армии, то есть всех некоммерческих институтов России. И пока наши министры будут мерить качество жизни населения "экономикой трубы", т.е., ценой барреля нефти, они будут оставаться фигурами-однодневками.

Государственная власть обязана бороться с бедностью не на уровне отдельных "ходорковских", а в масштабе осознания того, что у экономически могущественных собственников, обладающих корпоративным масштабом мышления и зачаточной духовностью, находятся не только природные ресурсы, но и здоровье народа. Осознавать и адекватно действовать в интересах большинства людей.

Ганди, бывший правитель Индии, когда был никем, ходил в простыне с палкой. Когда стал во главе миллиардного народа, остался в такой же простыне и с той же палкой. Человеку такого масштаба в голову не могло прийти использовать ресурс государства в личных целях.

Никакие успехи в финансово-экономической сфере крупнейших российских компаний не могут быть эквивалентом народных ресурсов, если они не служат здоровой жизни всей массы людей.

А пока не служат. Поэтому мы не можем как следует подняться экономически, хотя ни одна страна мира не обладает такими "глобальными ножницами": у России 30% природных богатств планеты и всего 1% мирового валового продукта.

Мы живем заделом, оставленным нам Советским Союзом, который подходит к концу, а нового не создается. Что это за рост инвестиций в федеральном бюджете с 1,4% в 2004 г. до 2,3% в 2006?! "Кошкины слезы"! Крайне необходим поворот курса на проедание советского наследства к подлинно государственному курсу на реальный экономический подъем России. Но для этого, вновь подчеркиваю, необходим другой масштаб мышления прежде всего в Белом доме!

Хорошо, что Президент страны озаботился приоритетными национальными проектами. Но ему опять приходится преодолевать глухое "сопротивление" федеральных министерств.

Например, Министерство образования и науки в своем документе "О готовности к реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования" высказывает, на мой взгляд, кощунственное сожаление о том, что замедлились темпы сокращения числа школ.

В документе Минэкономразвития об итогах реализации послания Президента России эта же позиция звучит буквально так: "Для… обеспечения общедоступности качественных образовательных услуг проводятся эксперименты…, в том числе по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности".

А известно ли министрам Андрею Александровичу Фурсенко и Герману Оскаровичу Грефу, что, сократив в селе школу, погубили все село?! Тысячи малокомплектных сельских школ надо удержать любой ценой, чтобы не исчезли сельские дети в России. Школа остается сердцем села. Если убить это сердце, то зачем тогда федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года", в которой предусматривается обеспечение жильем молодых семей? Без школы таких семей не будет.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы, написанной, на мой взгляд, роботами, а не живыми педагогами, среди стратегических задач – задачи укрепления здоровья учащихся нет! Как нет и показателей улучшения здоровья детей среди ожидаемых от реализации Программы социально-экономических эффектов. Вот вам и готовность министерства к реализации жизненных приоритетов России! И иначе, как политической безответственностью, такое отношение к своему делу не назовешь!

Министр здравоохранения и социального развития России сегодня увлеченно, занимается снабжением населения лекарствами. А разве не известно Михаилу Юрьевичу Зурабову, что подавляющее число лекарств само по себе является фактором риска для здоровья. Увлечение только лекарственным направлением – путь, в условиях нынешней России, не столько эффективный для отдельного человека, сколько выгодный для фармацевтической мафии, а в перспективе — все же тупиковый для формирования здорового народа. Долгожители Кавказа, как правило, не имеют дела с таблетками.

Конечно, без поликлиники, больницы, без врача нынешняя "больная" жизнь пока немыслима. И вложения в здравоохранение как в отрасль населением приветствуются. Но форсированное укрепление только "ремонтной базы" людей, а в национальном проекте по здравоохранению именно на это выделяется львиная доля средств - все-таки малоэффективный путь в спасении здоровья населения и особенно его молодой части.

И пока руководители медицины и образования этого не поймут, они будут звать людей во вчерашний день. На перспективу Минсоцздрав страны должен менять оборонительную тактику "ремонта людей" на стратегию здравоукрепления. Как бы это парадоксально не звучало, но надо указать нашим детям путь к жизни без врачей. Это – долгий путь, однако спасение, цивилизации на этом, а не на лекарственном пути.

Толком не осознана еще одна типичная для всех регионов России огромная беда: значительное (в 4-5 раз) опережение снижения ресурсов здоровья населения по сравнению с уменьшением его численности. То есть мы не только численно сокращаемся, но и становимся все более больными.

Потеря людских ресурсов в количественном и особенно в качественном отношении обернется не только внутренними проблемами, но и геополитическими последствиями типа: быть или не быть государству российскому!

Конечно, Минздравсоцразвития России разработал по этому поводу свой комплекс демографических мер. Но все они настолько по-ведомственному узки и фрагментарны, что прекращения вырождения России от их реализации ждать не приходится.

Давайте вдумаемся в страшный смысл таких слов: долговременное существование гигантской территории с быстро уменьшающимся и больным населением не представляется возможным.

Демографическое "опустошение" страны заставляет власти всех уровней, все ведомства поставить здоровье народов России в центр внимания не только секторов здравоохранения и образования, но и общества в целом.

Для этого необходимо, прежде всего, формировать "здоровьеориентирующее" общественное мнение. Крайне важно усилить здоровьеориентацию экономики, политики, образования, науки, культуры, СМИ, всех сфер общественной жизни. Вот – действительно приоритетная задача для российского правительства! Для всех политических партий. Для РПЖ, представителем которой я являюсь, такая задача – главная.

Общим местом в понимании трудностей при решении социальных проблем стало убеждение многих в недофинансировании, в нехватке денег. Да, их не хватает. Но сколько их не дай – все будет мало, если их тратить на "тушение" следствий, а не на искоренение основных причин.

Простой пример. Рубль, вложенный в медицину, восстанавливает ресурсы здоровья на 6 рублей, а тот же рубль, вложенный в физическую культуру, – на 42 рубля! Вот и думай семья, школа, общество - таблетки или спортплощадка! И особенно надо думать, когда рублей мало. Об этом же должны, в первую очередь, думать и Спорткомитет, и опять те же Минздрав и Минобразование.

Итак, только здоровый образ жизни способен сохранить генофонд планеты. Поэтому, когда требуют больше доступных медицинских услуг – это необходимое, но частичное и временное для каждого нового поколения спасение.

Еще раз подчеркиваю: надо стремиться к другой весьма далекой, но все-таки единственно спасительной перспективе – не допускать болезни до детей. Насколько это реально и как это сделать, полагаю, в какой-то мере сумеет ответить наш сегодняшний форум.

Уважаемые коллеги!

Проблема взаимосвязи образования и здоровья, с одной стороны, стара как мир, а с другой - она с каждым годом неимоверно актуализируется. Специалисты публично заговорили о школьных болезнях еще в 1774 году. Не всякий согласится с тем, как характеризовал Д.И. Писарев российскую школу своего времени. Но, думаю, никому в голову не придет, что сделал он это не на основе фактов, а со зла или по недомыслию. В 1865 году он писал: "… пусть школа поглощает время воспитанников, не давая им за это время полезных знаний, но пусть она, по крайней мере, не посягает на их здоровье. Неприкосновенность здоровья — вот, по моему мнению, то единственное условие, на исполнении которого есть возможность настаивать в настоящее время, имея дело с нашими учебными заведениями".

В 1904 году в России вышел царский Указ, который назывался "Каким должно быть образование, чтобы не повредить здоровье школьника".

Как характеризуется состояние здоровья учащихся в нынешней школе, сказал только что С.М.Миронов.

Как видим, на протяжении минимум трех последних столетий проблема, если так можно выразиться, "школьного здоровья" является и актуальной, и одновременно - массово не осознанной. В большинстве школ мира она решается плохо. А время уходит.

Если на протяжении XIX века обновление знаний происходило каждые 30 лет, то сегодня только за один год обновляется 15% знаний. Еще вчерашняя формула "Образование на всю жизнь" незаметно превратилась в формулу "Образование – с рождения и через всю жизнь". Где взять ребенку, да и взрослому, силы и здоровье для такого образования? Их не хватает и потому исподволь, от поколения к поколению через детский сад (который тоже превратится в образовательное учреждение) и школу, через неблагополучную семью и незрелое общество воспроизводятся молодые люди, которые после себя оставляют все менее и менее жизнеспособное потомство.

К окончанию школы 50% юношей имеют ограничения по состоянию здоровья даже в выборе профессии, не говоря уже о призыве в армию. Эти проблемы становятся "ахиллесовой пятой" национальной безопасности России.

Поэтому хотелось бы, чтобы наш форум "открыл глаза" общественности на непомерно высокую "физиологическую себестоимость" устаревших, а также новых непроверенных учебных технологий и определил направления усиления безопасности образования. Раздаются голоса о референдуме по целесообразности ЕГЭ и участники форума могли бы по этой проблеме высказаться.

Давайте, коллеги, потребуем от руководителей образования и здравоохранения, от властей всех уровней, чтобы они, прежде всяких реформ и модернизаций, разработали специальное школьное учебно-трудовое законодательство, регламентирующее рабочее время не только учителей, но и учебное время школьников. На Украине принята часть такого законодательства. Один из авторов закона – Береговой Ярослав Антонович является гостем нашего форума.

* * *

Те учебные заведения, в которых дан "зеленый свет" применению здоровьеразвивающих методик, сделали безвредным для здоровья детей учебный процесс. Эту, сравнительно новую задачу, могли бы решать не только отдельные школы, а все учебные заведения страны, тем более, что мы уже имеем впечатляющие результаты в сотнях российских школ.

Московская школа-лаборатория № 760 им. Героя Советского Союза А. Маресьева. В первой половине дня вы уже слышали выступление директора этой школы Владимира Юрьевича Гармаша. Минздрав в своем национальном проекте докладывает Правительству России о научном прорыве – лечении низкорослости детей с помощью генноинжереного гормона роста. А обучающиеся в указанной школе по методике Базарного растут равномерно по году. Рост юношей выпускных классов составляет 180-194 см без всяких гормонов.

И все же ситуация в большинстве школ страны пока тревожная. Исследования, проведенные по заказу Совета Федерации в ряде школ регионов России, показали: 93% учителей подтвердили, что заболеваемость у детей увеличивается. При этом 87% родителей учащихся выпускных классов все-таки считают основной задачей школы — дать хорошее образование и лишь 45% — сохранить здоровье их детей.

Особую тревогу вызывает то, что уже сами дети отмечают ухудшение своего здоровья. "Часто болею" - об этом заявило 15% пятиклассников и 11% одиннадцатиклассников.

Школьные страхи обнаружили от 40 до 80% детей и подростков. Настораживает, что личностные страхи гораздо сильнее социальных страхов.

"Боюсь, когда учитель не в настроении и срывает на мне зло". "Боюсь отвечать, даже если выучил урок". Авторитарный учитель способен нанести такой вред психическому здоровью ребенка, который не сопоставим ни с какой учебной нагрузкой. Не случайно на вопрос - "Что бы надо изменить в вашей школе?" многие 5-классники ответили: "Больше добрых учителей".

Переживаемые учащимися тревоги на фоне эмоционального опустошения являются основой для формирования хронического школьного стресса. В этих условиях формируется сверхзависимый интеллект, а по сути — наркоинтеллект. И как не наращивай силовую борьбу с наркотиками, эта зависимость, засевшая в душе и подсознании ребенка, плохо поддается внешней нейтрализации.

Нужна тонкая и чуткая работа педагогов и родителей с душой ребенка. Работа Центра образования "Кожухово" в Москве, о которой вы слышали в первой половине дня, хорошо подтверждает это.

Все может быть идеальным в материально обеспеченной школе: и помещение, и питание, и инфраструктура досуга. Но если учебный процесс, а точнее урок, если педагогическая атмосфера не будут сообразны природе ребенка, его интересу и эмоциональным потребностям, дети будут утомляться, болеть и скрытно или открыто ненавидеть этот "школьный рай".

Без существенных перемен в учебном процессе, без перемен в содержании и форме проведения веками сложившегося урока даже при высоком уровне учебной инфраструктуры и медицинской помощи, невозможно снизить риск ухудшения здоровья школьников, повысить степень их гармоничного развития.

Только та школа может праздновать победу, в которой происходит, если хотите, "исцеление" детей и даже родителей педагогической терапией, гуманным духом школы. Вот задача, которую следует решать повсеместно в стране. Иначе образование всегда будет трудным и опасным занятием.

Наш форум мог бы высказаться за развитие государственной политики в образовательной сфере, прежде всего, в таких здоровьеукрепляющих направлениях как:

— равные возможности для гармоничного развития всех детей, независимо от социального положения и материального достатка;

— создание необходимых образовательных условий для формирования интеллектуального, духовно-нравственного, психико-волевого, физического, трудового, воинского и, наконец, родительского потенциалов молодежи;

— приоритетность формирования всесторонней зрелости обучающегося над процессом получения им учебной информации;

— соответствие содержания и организации образовательного процесса и педагогических технологий объективным психофизиологическим законам формирования и развития детей и подростков.

Ясно, что для решения этих задач нужно другое, чем до сих пор, отношение государства и общества к самому учителю. Крайне необходима подготовка нового поколения педагогов, которые, кроме профессиональных знаний, будут обладать острым чувством собственной потребности в здоровом образе жизни.

К сожалению, как показывают исследования, только 3,7% учителей имеют первую группу здоровья. Одно заболевание имеют 39% учителей, а два и более почти 49%. Эмоциональную устойчивость обнаруживают лишь 40% учителей, уровень невротизации достигает 80%. Вот почему от профессионального стресса учителя до школьного стресса ученика – один шаг.

Наш форум имеет полное право потребовать от правительственных органов страны создания материальных и нравственных предпосылок для объективной оценки педагогического труда, признания его государственного престижа, а также осуществления неотложных мер по улучшению здоровья не только детей, но и учителей.

Потратить часть огромного профицита бюджета, а также средств, пока никак не использующегося для развития России, стабилизационного фонда именно на эти цели – нет дела нравственно более оправданного и экономически эффективного. Слушать покорно и дальше, что в стране, занимающей второе место в мире по числу долларовых миллиардеров, нет денег, безнравственно!

Уважаемые коллеги!

Весь "букет" болезней детей и подростков есть следствие влияния целого комплекса социально-экономических, экологических и духовных факторов общества. И поэтому нельзя сваливать на школу всю вину за нездоровье учащихся. Значительная доля ответственности ложится на ту жизнь, которая идет за ее стенами.

Чего только стоит безнравственная атака на души детей российских СМИ?! Развязность и пошлость, натуральный физиологизм телевизионных каналов вызывает у взрослых людей возмущение, а у молодежи — пока еще не совсем изученные последствия.

Но одно уже ясно: засилие на телеканалах жестокости и порнографии на корню ломает детскую психику. Молодой человек, воспитанный современными СМИ, становится "социальным маугли", для которого понятия долга, чести и совести не существуют.

Воспитательно-образовательные молодежные программы на всех телеканалах России составляют ничтожную долю от времени всего вещания. Большую долю нужных и ненужных сведений дети и молодые люди черпают из телепередач, предназначенных для взрослых.

Поэтому неотложное дело государства, всех партий и общества – осуществить моральное оздоровление СМИ, создать каналы для детей, помогающие услышать голоса самих ребят. По-видимому, назрела потребность в коренном изменении не только профессиональной, но и этической подготовки в вузах страны журналистов, освещающих проблемы здорового образа жизни.

РПЖ намерен в ближайшее время учредить премию имени А.С.Макаренко за лучшие материалы СМИ, посвященные проблемам детства.

Гетте писал: "Мы учимся у тех, кого любим". Кого может полюбить школьник, сидя перед телевизором, компьютером или во время сдачи ЕГЭ? Нынешняя модернизация образования лишает живого ребенка любви, понимания, участия – этих атрибутов образования, которые будут первичны всегда, каких бы высот в своем развитии не достигали информационные технологии обучения. Я ознакомился со всеми программными документами Минобрнауки последнего времени и скажу, что живой ребенок абсолютно не интересует нынешних руководителей образования.

Существует выражение: "в захваченных городах звучит музыка победителей". В Берлине 1945-го во всю звучали советские песни. Прислушайтесь, какая музыка доминирует сегодня в Москве…

По мнению руководителя Центра славянской музыки и Государственного академического концертного оркестра "Боян", народного артиста СССР и России, профессора А.Полетаева отравленная музыка нашей эстрады стала оружием массового уничтожения молодежи.

Высокая музыка осталась только в отдельных школах, в детских хоровых капеллах и фольклорных ансамблях. В первой половине дня вы слышали рассказ об уникальном опыте нашей коллеги из Украины Натальи Николаевны Яновской.

К сожалению, в образовательных учреждениях нашей страны недооценивается благотворное влияние певческой культуры, народной и классической музыки. А ведь настоящая музыка повышает иммунитет и избавляет от недугов. И это не легенда.

Результаты исследования лаборатории научного обоснования традиционных методов диагностики и лечения при бывшем Минздраве России позволили выдать официальное заключение – сертификат министерства оркестру "Боян" о целебности его исполнительского мастерства.

Каждая школа может стать источником музыкального просвещения, гуманитарным фундаментом, на который опираются духовные силы детей и молодежи, да всего населения. Именно поэтому наш форум мог бы предложить Председателю Правительства страны М.Е.Фрадкову поручить соответствующим министерствам учредить Всероссийский конкурс-фестиваль имени Г.А. Струве для пропаганды и внедрения хорового искусства во всех школах и дошкольных заведениях.

Уважаемые коллеги!

Почти все ощущают, что с детьми дело обстоит крайне неважно и что надо что-то срочно предпринимать. С.М. Миронов и я являемся разработчиками проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 51 Закона "Об образовании" (в части обязательного проведения мониторинга за состоянием здоровья учащихся). Этот закон за то, чтобы в школах осуществлялся регулярный (два раза в год) медико-педагогический анализ физических, психических и нравственных параметров каждого ребенка.

Мониторинг будет осуществляться в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, которое будет направлять сведения о мониторинге Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию России.

Полагаю, что настало время заставить не только школу, но и родителей правовым путем отвечать за разбазаривание самого главного богатства страны – здоровья детей. Нашей общей задачей должно стать резкое сокращение числа социально опасных семей.

Речь не может ограничиваться расширением практики лишения родительских прав. Применение данной меры с 1991 года возросло в 6 раз. Но это не привело к улучшению детского благополучия. Кому отдаем отобранное дитя? Государству-мачехе. По данным Российского детского фонда только один из десяти выпускников государственного детдома-интерната способен на нормальную социализацию в обществе.

Речь сегодня следует вести и о создании лучших социально-экономических условий для каждой семьи, и о внедрении общественного мнения о том, что семья не должна бесконечно надеяться только на помощь государства.

К сожалению, социологические опросы показывают, что и нынче более 70% населения России считают невозможным прожить без помощи государства.

Думаю, что пока мы надежду на власть не заменим надеждой на себя, пока в фундаменте благополучия каждой семьи не будет лежать собственный неустанный труд и своя жизненная философия, в основе которой – ориентация на благополучие детей и внуков, мы будем не жить, а лишь выживать.

Полагаю, что назрел вопрос о создании Ассоциации родителей. На этом направлении мы тоже отстали. В ряде стран такие ассоциации осуществляют коллективную экспертизу состояния дел и правильность выбора главных целей образования. Инициатором создания такой Ассоциации должны были бы стать органы управления образованием, тем более, что они более десяти лет не выполняют требования закона об обязательности внедрения государственно-общественного характера управления школой.

Уважаемые коллеги!

Хотелось бы, чтобы материалы и документы нашего форума побудили родителей и учителей более осознанно вливаться в ряды движения по спасению детей. Для этого я предлагаю создать общественное движение – "Российский Союз за здоровое развитие детей". Создать не очередную бюрократическую, не коммерческую и даже не юридическую структуру, а живое народное движение.

Поскольку есть предложение и о создании национального союза школьной и университетской медицины и здоровья, который мог бы объединить десятки тысяч школьных врачей, медицинских сестер и ученых – гигиенистов, то следует подумать и о том, как реализовать это предложение, но, может быть, все–таки в рамках обозначенного мной общественного движения. В "Российский союз за здоровое развитие детей" можно было бы влить и будущую Ассоциацию родителей.

Таким образом, мы сумели бы создать могучую общественную структуру, способную разработать, взять под контроль и вести действительно всенародный проект "Здоровое развитие детей России".

* * *

Многое из того, что нам сегодня крайне необходимо, может подождать, но не ребенок. Такое осознание требует от каждого из нас – от Президента страны до воспитателя детского сада – сделать здоровое развитие детей и юношества не сокровенной мечтой, а живым повседневным делом. И по этому трудному пути всем нам следует идти как можно быстрее. Ведь если только спасем детей, то спасем и Россию. Важнее этого у нас дела нет и быть не может.



По всем вопросам обращаться по адресу info@obrzdrav.ru