логотип

Общероссийское общественное движение

РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ЗА ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

логотип
версия для печати

Выступление С.М. Миронова на Всероссийском форуме «Образование и здоровое развитие учащихся» 27 декабря 2005 года


МИРОНОВ Сергей Михайлович,
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Российской партии ЖИЗНИ, Сопредседатель Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России», Председатель Оргкомитета форума

Уважаемые коллеги!

Очень рад встретиться с людьми, посвятившими свою жизнь подрастающему поколению России. Ваша деятельность направлена на то, чтобы молодежь России росла здоровой, крепкой, образованной и культурной.

Сегодня образование и здравоохранение — в центре внимания всей страны, особенно нашей педагогической общественности. Развитию и совершенствованию этих сфер жизни посвящены два национальных проекта. От того, насколько успешно они будут реализованы, напрямую зависит судьба России, ее способность ответить на вызовы XXI века.

Сегодняшний форум — хорошая возможность выработать консолидированную позицию профессионалов по целому ряду наболевших вопросов развития отечественного образования.

Традиционно считается, что основное назначение школы — дать молодежи знания и общественные навыки. Однако задача школы шире. Школа — это не просто важнейшая часть культурно-образовательного процесса. Школа — это духовный фундамент Российского государства. Об этом нельзя забывать ни на миг. Главная задача школьной практики — готовить учащихся для жизни в обществе, передавать ей социальный опыт предыдущих поколений, воспитывать молодых граждан патриотами России. К сожалению, нынешнее состояние духовного, нравственного и физического здоровья нашей молодежи — используя привычные школьные оценки — «неудовлетворительно». И надо понять, как добиться оценки если не «отлично», то, по крайней мере, «хорошо».

В современном мире происходит лавинообразное нарастание объема информации, знания быстро устаревают, учебные программы усложняются. Все чаще высказываются опасения, что высокие учебные нагрузки подрывают здоровье учащихся. Приходят в школу не слишком здоровые ученики, заканчивают — выпускники с целым букетом хронических заболеваний. По некоторым оценкам, до 60% школьников имеют проблемы со здоровьем. И как одну из основных причин высокой заболеваемости медики называют неудачную организацию учебного процесса, неправильное и часто неполноценное питание, а также отсутствие в школах мебели, соответствующей возрасту ребенка.

Уверен: здоровье во время интенсивной учебы в школе можно не только сохранить, но и укрепить. Для этого необходимо внедрение новых перспективных педагогических идей. Во многих регионах уже реализуются программы, которые условно можно объединить под общим названием «Образование и здоровье», использующие в практике обучения прогрессивные методики и здоровьесберегающие технологии. Более тысячи детских садов и школ работают по этим технологиям и методикам, и работают успешно, получают важные, общественно значимые результаты.

Необходимость подключения этого опыта в ходе реализации национального проекта в сфере образования исключительно актуальна. Здоровьесберегающие технологии следует рассматривать как самый мощный резерв повышения качества российского образования.

Очевидно, что со стороны государства потребуется уже в самое ближайшее время серьезный пересмотр стандартов образования, с учетом новых подходов и принципов, заложенных в инновационные образовательные технологии.

Эти принципы следующие.

Первое. Знания и навыки, которые подрастающее поколение получает в школе, должны соответствовать потребностям современной жизни. И в то же время надо сохранить все то, что относится к традиционно сильным сторонам российской системы образования. Например, повышенное внимание к фундаментальному знанию. Школа сможет выполнить свою задачу лишь в том случае, если молодежь не только овладеет современными потоками информации, но и будет подготовлена к тому, чтобы потом учиться на протяжении всей своей жизни.

Второе. Задача школы — готовить молодого человека к жизни в быстро меняющемся мире. Хочу подчеркнуть: освоение здоровьесберегающих технологий и методик дает на выходе не только физически здоровых школьников. Оно приводит к формированию достойных ценностных ориентаций. У здорового школьника возникает и складывается естественная потребность в здоровой природе и здоровом обществе, в здоровой социальной среде, которую он сам начинает создавать вокруг себя. А это так важно сегодня.

Третье. Школа обязана дать каждому молодому человеку возможность максимально реализовать заложенные в нем задатки. Качественное образование должно быть доступно всем без исключения молодым людям. Я подчеркиваю, именно качественное. Эксперименты с платными школами нельзя проводить в ущерб общему уровню отечественного образования.

Четвертое. Убежден, здоровье нашей школы напрямую зависит от здоровья и благополучия учителей. Великому русскому педагогу Константину Дмитриевичу Ушинскому принадлежат следующие слова: «…влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями…». Учителя должны не на словах, а на деле видеть, что общество высоко ценит их труд.

Я хочу поблагодарить организаторов форума, которые собрали в этом зале педагогов, не просто озабоченных ухудшением здоровья детей, но и активного противодействующих этой тенденции.

Успехов вам в вашей благородной деятельности!





По всем вопросам обращаться по адресу info@obrzdrav.ru