логотип

Общероссийское общественное движение

РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ЗА ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

логотип

Базарный Владимир Филиппович (04.05.1942 - 10.01.2022)

Учёный, врач и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Академии творческой педагогики, почётный профессор и член Международной академии общественных наук, Почётный работник общего образования Российской Федерации, советник министра образования Азербайджана, член Высшего координационного совета и научный руководитель проектов ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей». Разработчик нового направления в науке и практике – здоровьеразвивающей педагогики. В 1966 году окончил Красноярский государственный медицинский институт по специальности врача-офтальмолога. Работал хирургом, затем заведующим отделением в красноярской краевой детской офтальмологической больнице. Сделал более 6 тысяч операций. Хирург высшей квалификации. В 1977-91 годах руководил отделением адаптации зрения в НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АМН СССР в г. Красноярске. С 1991 года по приглашению руководства Московской области возглавил Научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области (г. Сергиев Посад). Являлся научным руководителем программ Российского Союза за здоровое развитие детей. 40 лет посвятил научному и практическому решению проблемы гармоничного развития ребёнка в системе образования.

На сайте института размещено:

«Поистине всесоюзную известность приобрели исследования и пионерские разработки коллектива отделения физиологии и патологии зрения под руководством профессора В.Ф. Базарного. Его основные сотрудники – Т.В. Горячева, В.А. Гуров, Л.П. Уфимцева, Э.Я. Оладо продолжают работать в подобных направлениях в других учреждениях края. Первым свою докторскую диссертацию, из числа работающих в институте защитил Базарный Владимир Филиппович — доктор медицинских наук, профессор. Он является автором чрезвычайно важного научного направления — здоровьеразвивающая педагогика. Им разработаны и внедрены в практику обучения детей много уникальных методик, направленных на профилактику в процессе обучения ребенка различных форм патологии и не только органов зрения. Научная школа В.Ф. Базарного известна далеко за пределами Красноярского края. Его методические подходы широко используются особенно в регионах с неблагоприятными экологическими условиями, а его ученики продолжают реализацию его идей в нашем городе».

В 70-х годах в НИИ медицинских проблем Севера Сибирского Отделения (СО) АМН СССР группой исследователей под руководством д.м.н. В.Ф. Базарного была создана научная школа теории сенсорной и психомоторной свободы в раскрепощении и реализации видовых потенциалов жизнеспособной, здоровой мужской и женской личности. Данное научное направление стало фундаментом для реорганизации эргономической основы отечественной системы образования. Результаты научных исследований по изучению клинико-физиологических аспектов развития зрительного анализатора и раскрытию механизма возникновения близорукости и нарушения осанки были признаны научным открытием (Постановление № 2 Научного совета № 37 СО АМН СССР от 17 апреля 1986 г.). Впервые в мировой науке было убедительно доказано, что современный учебный процесс ведет к угнетению активности детей и подростков на генетическом и клеточном уровне, деформации развития позвоночника, деградации психомоторной и психической сфер, истощению эндокринной и других систем, обеспечивающих полноценное развитие и здоровье. Был раскрыт механизм деградации детородного тела в условиях доминирования вербально-обездвиженной, «книжно-седалищной» модели образования детей. Опираясь на результаты исследований В.Ф. Базарным, его учениками и последователями была создана система перевода образовательных учреждений страны на здоровьеразвивающую основу. Это позволило создать программу коренной перестройки исторически сложившихся деструктивных учебно-воспитательных систем. Наряду с организационными вопросами, программа включает сообразные природе ребёнка педагогические здоровьеразвивающие технологии и технические средства дидактики (44 патента и авторских свидетельства на изобретение), которые имеют положительные заключения ведущих научных центров РАН и РАМН. Программа в 1989 году утверждена Минздравом России в качестве методических рекомендаций «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах». Разработанные образовательные технологии в конце 90-х годов прошедшего века были включены в союзную и республиканскую правительственные программы, связанные с развитием образования и профилактического здравоохранения, однако, из-за последующих социальных катаклизмов не были по настоящему реализованы на практике. Данные технологии и технические средства являются единственными в стране, которые получили санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора (от 2001 года № 77. 99.02.953.Т.000674.07.01), как того требует Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». А учебная мебель «конторка» и связанное с нею обучение в режиме «динамических поз», предложенные более 30 лет назад, включены в СанПиНы 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Здоровьеразвивающая педагогика, обеспечивающая профилактику детской заболеваемости и гармоничное развитие учащихся в системе образования, является прорывным направлением, которое Россия показала мировому сообществу. Опыт выявил, что при той же экологической и социально-экономической обстановке можно радикально (минимум в 3 раза) улучшить ситуацию с физическим и психическим развитием и здоровьем детей уже за несколько лет, если будет создан соответствующий управленческий механизм и подключены широкие социальные силы  родительская и педагогическая и медицинская общественность. Базарный В.Ф. активно выступает за личностно-ориентированное обучение мальчиков и девочек, за всеобщее трудовое и музыкальное воспитание детей, за строительство народного образования России на основе национальных культурных традиций. В 80-х годах разработки В.Ф. Базарного были отмечены золотой, двумя серебряными и двумя бронзовыми медалями ВДНХ. В 2003 году он награжден золотой медалью ВВЦ за разработку и внедрение здоровьеразвивающих технологий в образовательные учреждения России. Научные выводы данного исследования универсальны и доказательны. Они вполне применимы при организации рабочего места взрослых людей, профессиональная деятельность которых связана с напряженным зрительным трудом и дефицитом движения. К тому же есть опыт внедрения данного профилактического направления ещё в 80-е годы в «Сибцветавтоматика» (Красноярск) и ряде других предприятий Сибири, который был отмечен золотой медали ВДНХ (1987 г.).

В.Ф. Базарный автор 15 книг, монографий и более 100 научных и публицистических статей. Его монография «Дитя человеческое: психофизиология развития и регресса» на русском и английском языках была включена в раздаточный материал участникам Международного симпозиума «Образование в целях гармоничного развития учащихся». Он удостоен звания «Почётный работник общего образования Российской Федерации», отмечен знаками и дипломами «Отличник здравоохранения» и «Изобретатель СССР». В 2000 году «Учительская газета» объявила его «Человеком года – 2000». Награждён Почётной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания РФ (2007 г.), Благодарственным письмом Председателя Совета Федерации (2010 г.) и Почётной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания РФ (2012 г.).

Несущий свет истины. Памяти Владимира Базарного - некролог


По всем вопросам обращаться по адресу info@obrzdrav.ru